|
Выставки
Передвижная
выставка наивного искусства России "И увидел я новое небо", 2001
На выставке
представлена картина "Дмитрий Донской с дружиной едет на Золотую Орду".
1999.
Картон, масло. 49,3 х 69
Вы можете увидеть все картины художников в каталоге передвижной выставки
наивного искусства
"И я увидел небо" - Муниципальный музей наивного искусства,
Москва, 2001
Наталия Салтан о Таисии Швецовой
Таисия Швецова
живет в Пскове пятьдесят лет. Она приехала сюда из Вологодской области, где
родилась (в 1937г.), а затем жила в детском доме. С момента окончания Псковского
пединститута и до выхода на пенсию работала в системе образования и никогда не
помышляла о живописи.
Потребность
рисовать пришла к ней внезапно, после жизненного потрясения - смети мужа. Взяв
акварельные краски, она упорно повторяла одно и то же: неподвижно застывший
мужчина со словно окаменелым лицом, в котором живут одни глаза... Соединение
несоединимого - статики и жизни, сосредоточенной во взгляде, в этих и
последующих работах, сделанных уже масляными красками, роднит их со знаменитыми
фаюмскими портретами. Человеческую фигуру, поясную или погрудную, она строит по
принципу дерева: ствол с ветками или цветами, из которых вырастает самый крупный
“цветок” - голова. Используется один из четко выраженных ракурсов - фас или
профиль. Композиции картин просты: фигура в позе предстояния или двое,
симметрично обращенные друг к другу.
В качестве основы
используются любые бросовые материалы, в том числе самых неудобных конфигураций,
в которые с непринужденностью вписаны композиции: в треугольник - сцена
любовного объяснения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, в длинную горизонталь - двое
добродушных животных из семейства кошачьих, в узкую вертикаль - вздыбившийся
конь или просто стоящая фигура. Статика форм преодолевается пластическим
напряжением тесно заполненных композиций, а также подвижностью света. Он
насыщает фоны картин, лучится из глаз птиц, зверей и людей. Глаза персонажей,
населяющих работы Швецовой - это нечто особое. Они вызывают самые разные
ассоциации: мерцающие светлячки (“Портрет сына”, 1997г.), звезды на ночном небе
(“Родные”, 1998г.), два цветка с ресничками-лепестками (“Ирина” 1996г.).
Своеобразным
продолжением мира людей являются изображения животных и птиц. В сущности, это
две ипостаси, переходящие друг в друга. Так, рисуя, например, летящих птиц или
вставшего на дыбы коня, художница думает о своем сыне. Всякий, видевший ее Сашу,
узнает его в разных обличьях (“Птица” 1996г.; “Жар-птица”, 1998г.) по
характерной юношеской угловатости, по присущему ему соединению силы и
незащищенности, а то и просто цветной лыжной шапочке, вдруг превращающейся в
радужное оперение Жар-птицы.
В одной из самых
поразительных работ Таисии Швецовой (“Коровница”, 1997г.) женщина и опекаемое ею
домашнее животное (с весьма незабываемой мужской физиономией) пластически
сливаются в единое целое...
Идея перетекания
живой материи, продолжения жизни одного в другом замечательно реализовалась в
“Рождестве человека” (1998г.) - по существу неизвестном ранее иконографическом
варианте “Рождества”, где тела матери и дитя слиты, как половинки песочных
часов.
Справочник Пскова - выставочные залы для художников.
|